22:28
Карлтон Меллик III. Сатанбургер
|
К "Сатанбургеру" меня подтолкнуло прочтение "Призрачной Вагины", которая оказалась неплохой новеллой. Добротная, хорошо, пусть и не без огрехов, написанная, с относительно свежим сюжетом и интересным финалом, который лично мне понравился. Я решил, что непременно прочту что-нибудь ещё у этого автора и с удивлением узнал, что "Призрачную вагину" написал тот же человек, что и "Сатанбургер". "Сатанбургер" уже тысячу лет лежал у меня в подборке к прочтению и обещал мне тех же ощущений, которые я когда-то испытал при просмотре мультсериала "Ugly Americans". Однако, как и многие книги, от которых ждёшь слишком многого, "Сатанбургер" разочаровал. Это книга, которую я мечтаю написать, но которая написана неправильно. Всё от начала и до конца в "Сатанбургере" — это эклектика, манифест постмодернизму, и собачья чушь. Это сложно читать не потому, что в книге полно абсурда (в цикле "Автостопом по галактике" абсурда хоть завались), а потому что этот абсурд ни о чём. Это абсурд ради абсурда, и он никуда не ведёт. Не счесть, сколько оборванных концов осталось. Не счесть, сколько концов закрыты вымученно. Большую часть повествования главные герои слоняются туда-сюда, изнывая от скуки, не зная, чем себя занять, и просто пребывая вместе, но не взаимодействуя. Именно поэтому в последней главе/сцене я не верю в самопожертвование Листа, я вообще не верю ни в одно приписываемое героям чувство. Да, это тебе не расползающиеся миры Филиппа Дика, не закольцованная снореальность Кафки, и даже не фантасмагория бешеного падения "Сатанинских стихов". Это рекламный плакат, нарисованный Энди Уорхолом, бессмысленный и... бессмысленный. Очень хочется подокапываться до противоречивых моментов, вроде способностей Сатаны и его брата Смерти. Ну вот Смерть до всех касается и все умирают, и даже сын Смерти умирает от прикосновения отца. Хорошо, пусть так. Но, что насчёт перчаток? А, перчатки не помогают! Тогда как поможет то, что Смерть отрубил себе руки? То есть дело не в Смерти, а в его руках? Опять же, хорошо. Почему малышка Земля не умерла, когда её коснулись отрубленные руки Смерти? Ну, и так далее. Но, если я начну докапываться до таких моментов, появится ценитель с модным моноклем в левом глазу и скажет: "Это ведь абсурд! Это ведь бизарро! Какая к чёрту логика!". И с одной стороны мне нечего возразить такому истинному ценителю, а с другой... Отсутствие какой-то элементарной логики, соблюдения которой требует книга (логика сюжетная, логика идейная, логика повествовательная, логика в сеттинге), приводит нас в тупик понимания произведения. В данном случае автора не интересует сюжет, поскольку сюжетом книга не блещет, автора не интересует какая-либо мораль, поскольку в книге нет ровным счётом никаких выводов, автора не интересуют нормы общественного устройства, поскольку в сеттинге эти нормы напрочь стёрты, и даже сокрушения главного героя о том, что он оказался педофилом-гомиком-беременным мужиком, нелепы и высосаны из пальца. Автора не интересует ничего, кроме желания создать максимально пёструю картину состряпанную из лоскутков отдельных субкультур, которые уже давным-давно перемешались и растворились друг в друге, и по сути не отличаются ничем, кроме внешней атрибутики. Эта книга — тупик, книга — полотно абстракционизма, не значащее ничего и ничего не дающее. Эта книга — обёртка для... дневников Ричарда Штайна? Я бы сказал, что эта книга — безуспешная попытка идеалиста припудрить собственное мещанство перчинкой безумия. Недаром внезапный дождь из безумия сводит всех (кроме главных героев) с ума. Нет, мы ходим, как зомби, не потому, что отчуждены от результатов своего труда, от творчества и общественной жизни, нет. Мы такие, потому что стали все вдруг бездуховными. Мы теряем души. Нас развращают. А лучше даже так: большое жирное влагалище, порождающее миллионы уродов ежедневно, высасывает из нас всё, что давало нам вкус к жизни — наши души. Две находки были у меня в этой книге. Божье Око — удобный троп, позволяющий вести повествование и от первого, и от третьего лица, практически одновременно. И долбанные автобиографии на кладбище! Это просто гениально! К чёрту могильные плиты и фотографии! Пусть каждый человек ведёт дневник, а в конце жизни этот дневник приковывают к его могиле, чтобы можно было почитать обо всём, что человек думал или делал. Да. Две находки. Но стоило ли ради них читать целую книгу? Сомневаюсь. Назвать "Сатанбургер" плохой книгой тоже как-то не поворачивается язык. Это просто ниочёмная книга. Как очередной детективчик Донцовой. Бьюсь об заклад, если бы в жанре бизарро существовало ну хотя бы тысчонка-другая романов, "Сатанбургер" на фоне других превратился бы просто в проходное произведение. Среднестатистическое унылое г. На большее он не тянет. |
Просмотров : 113 | Добавил : aleksversus | Рейтинг : 0.0/0 |
Всего комментариев : 0 | |