Вход
Приветствую Вас Гость
 
Главная » 2021 » Июль » 30 » Терри Гудкайнд. Третье правило волшебника. Защитники Паствы
21:25
Терри Гудкайнд. Третье правило волшебника. Защитники Паствы

Изначально я не хотел писать отзывы на эти книги. Но: не могу удержаться. Что ж.

Пять лет назад я перечитывал "Первое правило волшебника", и оно мне понравилось. Понравилось оно мне тем, что дало возможность погрузиться в волшебный сказочный мир, написанный живо, натуралистично и ярко. Мне нравились слабо прописанные герои — герои-функции, мне нравился мир, потакающий этим героям и всячески способствующий их продвижению к цели. Цель была не ахти какая: забороть кощея злодея, — но от книги подобного жанра ты и не требуешь чего-то сложного и мудрёного. По прочтении "первого правила" я очень советовал всем данный цикл, чтобы "заставить воображение работать, а разум отдыхать". Ну а пять лет спустя сам взялся за "второе правило".

То ли я так здорово постарел за эти пять лет, то ли вторая и третья книги очень сильно проседают относительно первой. Нравится цикл мне всё меньше и меньше.

Да, вроде бы мы имеем дело всё с тем же самым подходом: сказочный мир, испытания, выпадающие на долю героев-функций, слащавый и пафосный финал; натуралистичное описание пыток, насилия, вожделения, около-сексуальных сцен и т.д.; умелое нагнетание тревоги (в саспенс Гудкайнд умеет, чего тут скажешь) и скомканную развязку; — но этот подход больше не работает. И если во второй книге это ощущается не столь явно, так как она лишь технически является продолжением первой, то в третьей — все недостатки предыдущих частей уже не нивелируются намеренной лубочностью. Автор задаёт более взрослый, реалистичный тон, вводя в повествование уже не волшебные войны, где один магический артефакт может спасти вселенную, а весьма серьёзные и практические занятия вроде управления Дворцом Пророков, в котором — оказывается! — очень много административной работы. Объединение государств в Империю — тоже задача вполне себе материалистическая, требующая не размахивать волшебной палкой, а вести тонкую дипломатическую игру. Да, Ричард Рал — тот ещё дурень и действует в лоб, — но тем не менее я — читатель — сталкиваюсь уже с не магической стороной мира, я больше не верю в его сказочность; а натуралистичность, которая смотрелась довольно гротескно в предыдущих книгах, и позволяла максимально абстрагироваться от переживаний героев, теперь заставляет морщить нос в отвращении.

Вот Сноходец отдаёт Сестёр Тьмы на истязание морякам, потому что может...

Мы помним из первой книги, как Морд-Сит истязали Ричарда Сайфера. Он вынес множество пыток и унижений, он испытал такую физическую боль, по сравнению с которой медленное поджаривание на костре — не страшнее укуса комара. Это были столь чудовищные пытки, что наше воображение просто не способно было их представить, и потому мы абстрагировались, огораживая свой разум через какую-то замену. Для меня удар эйджилом казался чем-то вроде межрёберной невралгии, но "в миллион раз больнее". Да, эти истязания невозможно вообразить. Поэтому даже Ричард расщепляет своё сознание, иначе он просто не смог бы выдержать такую пытку. Диссоциативная фуга — у Ричарда, и у нашего воображения.

Но с Сёстрами Тьмы подобное не работает. Дело в том, что во-первых, по сравнению с пытками, которым подвергся Ричард, Сестёр Тьмы пытают и унижают не так уж сильно, и наше воображение вполне справляется с обрисовкой нужных картинок; а во-вторых, сами истязания остаются за кадром, и мы не можем абстрагироваться от зашкаливающей "ужасности" этих пыток, потому что максимум, что мы можем вообразить — мы действительно можем вообразить. Натуралистичность в сказочном сеттинге, которая смотрелась довольно гротескно во второй (и особенно гротескно в первой), в третьей книге уже не работает. Мы не просто "ужасаемся" поведению Сноходца, он нам омерзителен, отвратителен.

Даркен Рал, хотя и был мрачным магистром, убивающим детей, чтобы прогуляться по Царству мёртвых, всё же не выглядел столь омерзительно и отвратно. Сноходец слишком материален, слишком натурален для этого сказочного мира. И он задаёт уже совершенно другой тон книге, нежели мы видели в "Первом правиле".

Конечно вторая книга служит мостиком между первой и третьей, именно здесь сделана попытка наделить мир большим реализмом и натуральностью, но эти элементы всё ещё достаточно органично вплетаются в лубочную канву, и выступают из неё гротескно, а потому и выглядят довольно рельефно. Вторая книга ещё смотрится монолитом, законченным произведением, тогда как третья книга очевиднейшим образом демонстрирует нам, что она — начало долгого и нудного сериала.

Да, в "Третьем правиле" Гудкайнд уже не стесняясь оставляет развязанные концы. Сноходец не побеждён, Имперский Орден завоёвывает мир, Сёстры Тьмы и Сёстры Света уходят в закат, Зедд и аббатиса уходят в закат в след за Натаном, который тоже ушёл в закат. А что там с талисманом, сделанным из кости скрина? Его использовали во второй книге, или автор благополучно забыл о нём? В третьей книге я точно его не встречал. Настолько это важный артефакт, что я про него ничего и не помню. И бьюсь об заклад много таких артефактов, о которых я уже ничего не помню, накопилось за эти три книги. Ну и стоило всё это такого скомканного финала?

Здесь... уже довольно сильно выпячивается мэрисьюшность Ричарда. Он всё время ноет, что не знает, как пользоваться магией, но пользуется ей постоянно и намного лучше других волшебников. Он и Искатель Истины, и Несущий Смерть, и человек из пророчества, и Книгу Теней помнит наизусть, и владеет обеими сторонами магии, и принимает исключительно верные политические решения, и оказывается неуязвим для Сноходца, и унаследовал некие узы, которые делают людей, присягнувших ему на верность, преданными и покорными как собаки. И Кэлен-то его любит безоговорочно (даже когда Ричард де юре распускает Срединные Земли, она лишь пару часов дует губки (хотя, опять же непонятно почему. Она же Мать Исповедница, и должна быть достаточно грамотной, чтобы понимать, что де юре — не значит де факто), а потом "понимает", что Ричард правильно поступил, и "надо было действовать быстро").

В этой же книге непонятно поведение народов Срединных Земель. Ощущение такое, будто они не в одном мире живут, а в параллельных вселенных. Если в первой книге народы обозначались именно в отрыве друг от друга (например, племя Тины), автор не пытался представить их комплексно и обрисовывал общими штрихами политическую ситуацию, то во второй, и особенно в третьей книге, Срединные Земли изображаются как оторванные друг от друга на миллионы километров звёздные системы. Например, воины Д`Хары квартируются в Эйдиндриле. Хорошо. А вокруг Эйдиндрила земли пустуют? Нет постов, нет занятых рубежей, нет крепостей в ключевых точках? Всё стотысячное войско стоит в одном городе? Что они едят, пьют, где, извините, испражняются? Кто обеспечивает всю эту армию? И ведь Д`Харианские воины — не единственные, кто стоит в Эйдиндриле.

Алые Плащи и Мрисвизы в конце книги нападают на столицу Срединных Земель... чтобы что? Перерезать Д`Харианских солдат и закрепиться в городе? А что они будут делать, когда вернётся отосланное Ричардом сто тысячное войско и начнёт осаду? Я со своими скудными познаниями в военном деле могу прикинуть, что захватывать столицу нет смысла, если ты не захватил периферию. Пример тому Наполеон, дошедший до Москвы. Я бы посмотрел, как Гудкайнд будет выпутываться из этой ситуации, я бы почитал книгу об осаде Эйдиндрила.

Нет, такой книги не будет, ведь на подмогу приходят Кельтонские войска, прилетают гары, и уничтожают агрессоров. Вот так. Алые Плащи и Мрисвизы, выходит, просто на самоубийство пошли, не выяснив, какими силами располагает столица, какие войска движутся на подмогу, и какие скрытые козыри могут быть у Эйдиндрила. То есть они жили в отрыве от окружающего мира, а когда Сноходец сказал "фас!", просто так напали? Почему Сноходец действует в лоб точно так же, как Ричард? У него есть такая власть, и он не пользуется ею, чтобы получить знания! Ему не нужны разведчики, он может всю информацию добыть сам, распланировать на десять ходов вперёд любую военную кампанию, но он этого не делает. Да ёлы ж палы, как он завоевал Древний Мир?

Стоит только миру начать обрастать подробностями, как недоработки, условности и ошибки, придававшие шарм первой книге, выдавливаются на поверхность и портят всё впечатление.

Персонажи-функции не имеют исключительных черт, не обладают характерами, что работает в сказочном сеттинге первой книги, чуть коробит во второй книге, и совсем уже бесит — в третьей. Ни одному персонажу не дарована такая благость, как дуга характера. Дуга обстоятельств — да; но не внутреннее преображение. Что-то вроде небольшого изменения есть у генерала Брогана, но это изменение во-первых очень быстрое и скомканное, а во-вторых не делает особой разницы между персонажем с первых страниц, и персонажем с последних. К тому же, он сразу после изменения погибает.

Ключевые персонажи не меняются от слова совсем. И если взять каждую книгу по-отдельности, то это в принципе неплохо, — свои роли они отыгрывают; но в виде цикла это очень раздражает. Нет смысла вообще следить за персонажами двенадцать книг подряд, если они никак не изменяются. Ричард до встречи с Морд-Сит и Ричард после разрушения Дворца Пророков — одинаковы.

Что хорошо для ситкомов, губительно для книг. Но такое состояние цикла "Меч Истины" не удивительно. Двенадцать томов, которые на моей читалке имеют в среднем по тысяче страниц, были написаны за двенадцать лет. Братья Стругацкие тот же объём по тексту наработали за тридцать пять лет. Ощутимая разница. Соответственно и по качеству есть разница.

Да, нельзя сравнивать книги разных жанров, разных писателей по объёму/затраченному времени, это некорректный критерий. Да, он очень некорректный. Но очень показательный. Прочитав том из полного собрания сочинений Стругацких, и любую из трёх первых книг "Меча Истины", ты осознаешь в прозрении сверки, кто с толком потратил отпущенное ему время, а кто просто выехал на волне популярности фентезийного сеттинга.

Просмотров : 307 | Добавил : aleksversus | Рейтинг : 0.0/0
Всего комментариев : 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наверх